Логопед-дефектолог — Терапия Томатис пройти курс СПб

Заикание

Коррекция и лечение логоневроза с ТОМАТИС

Логоневроз (заикание) — нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Начало этого расстройства речи попадает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, как правило это 2 – 6 — летний возраст детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается в литературе как самостоятельная речевая патология, в отличии от так называемого симптоматического заикания или «вторичного», которая наблюдается при различных заболеваниях головного мозга органического генеза или ряда нервно — психических расстройств.

Типы заикания.

◦ Формально принято выделять две формы заикания: тоническую, при которой возникает пауза в речи, либо какой-то звук растягивается, и клоническую, характеризующуюся повторением отдельных звуков, слогов или слов и смешанную форму заикания, при которой наблюдаются и тонические, и клонические судороги.

◦ В другой классификации различают неврозоподобную и невротическую форму заикания. Неврозоподобная форма заикания подразумевает выраженный неврологический дефект, в частности, нарушения моторики в целом и артикуляции в частности. При этом возможно возникновение невротических реакций, но течение заикания мало зависит от них.

При невротической форме заикания типично нормальное, либо раннее речевое и моторное развитие. Запинки изначально возникают на фоне стресса, как однократного (испуг), так и хронического. У таких пациентов отсутствуют выраженные неврологические нарушения, их ЭЭГ отражает более гармоничное функционирование мозга, чем в предыдущей группе. При этом выраженность заикания крайне зависит от функционального состояния: эти люди зачастую почти чисто говорят в спокойной обстановке, но в случае стресса (публичное выступление, разговор с незнакомым человеком, внезапно заданный вопрос) не могут сказать ни слова из-за сильных речевых судорог. Также отмечается сильная выраженность логофобии (страха речи) и избегающее поведение. В целом состояние этих больных соответствует критериям невроза, поэтому для невротической формы заикания чаще применяют термин «логоневроз», однако некоторые авторы используют его просто как синоним слова «заикание».

Признаки заикания.

Заикание клонической формы сопровождается прерываниями речи, которые могут выражаться в повторении отдельных звуков, слогов или целых фраз, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»). Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью. При этом возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся человек пытается преодолеть заикание. Часто при заикании наблюдаются разного рода фобии, например, социофобия, связанная со страхом перед речью.

Причины возникновения заикания.

Причины возникновения заикания точно не установлены. Предполагается, что возникновение заикания обусловливается совокупностью генетических и неврологических факторов. В любом случае, заикание сопровождается повышением тонуса и возникновением судорожной готовности двигательных (моторных) нервных речевых центров, включая центр Брока.

У взрослых людей заикание может появиться вследствие контузии, такое заикание может пройти со временем.

Любое отклонение от нормативного развития речи способно привести к возникновению заикания: раннее речевое развитие с бурным накоплением словарного запаса; или, наоборот, задержка психоречевого развития, алалия, общее недоразвитие речи, характеризующиеся низким объёмом знаний и представлений о мире, малым словарным запасом; стёртая форма дизартрии, дислалия, ринолалия.

Механизм заикания.

Заикание вызывается спазмами речевого аппарата: языка, нёба, губ или же мышц гортани. Все, кроме последнего — артикуляционные судороги, судороги мышц гортани — голосовые (отсюда название «заикание» — спазмы напоминают икоту). Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха. Механизм возникновения спазмов связывают с распространением избыточного возбуждения от двигательных речевых центров головного мозга к соседним структурам, включая смежные двигательные центры коры и центры, ответственные за эмоции.

Лечение при заикании

Логопедическая работа с заикающимися детьми и взрослыми.

Практическая логопедическая работа с заикающимися взрослыми и детьми делится на 3 периода:

◦ Первый период содержит артикуляционные и дыхательные упражнения, счётную и фразовую зарядки, вопросы и ответы, несложное сообщение, короткое стихотворение (наизусть).

◦ Второй период включает речевую зарядку, чтение, изложение прочитанного, рассказ на данную тему, практику разговорной речи, объединённые занятия.

◦ В третьем периоде заикающимся предлагаются небольшие доклады, работа с художественным материалом (стихотворение, художественная проза), драматизация, экскурсии (индивидуальные и групповые), отчёты лечащихся как особая форма речевой работы.

Применение метода Томатис практикуется на протяжении всех периодов и предполагает активное сочетание использования разных видов оборудования. В основе лежат аудио сессии с индивидуальными программами. Активно применяется гарнитура Форбрейн, весьма успешно зарекомендовавшая себя при таком диагнозе. Паралельно предусматривается работа над гласными звуками; словами (с ударным гласным на первом, втором, третьем, четвёртом слоге); фразами (начинающимися со слов с начальным гласным, согласным звуком; фразы с одной, двумя, тремя дыхательными паузами).

Логопедическая, дидактическая, коррекционная и логотренировочная работа, проводимая логопедом, строится в зависимости от клинической принадлежности заикающегося, его возраста, развития, личностных особенностей. Особое внимание должно уделяться речевым функциональным тренировкам, которые дают возможность закрепить полученные речевые навыки в обычной жизни и помогают заикающимся выработать правильное отношение к трудным речевым ситуациям.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29