Коррекция и лечение задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития

Коррекция и лечение задержки психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.

ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.

Причины ЗПР делятся на две большие группы

▪ Биологические.

Патологии и осложнения во время беременности: если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму, многоплодие. Была внутриутробная гипоксия плода, недоношенность, асфиксия, резус-конфликт, неправильное предлежание, родовые травмы.

Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: операции под наркозом, фетальный алкогольный синдром, сердечно-сосудистые патологии, минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга.

К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.

▪ Социальные.

Сюда относят: длительное ограничение жизнедеятельности, социальная депривация, дефицит общения, неблагоприятные условия воспитания, лёгкие умственные отклонения у родителей, психотравмы.

Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых:

▪ Безнадзорность.

Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.

▪ Гиперопека.

Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.

▪ Авторитаризм.

Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.

Клиническая картина ЗПР

▪ 2 года.

ЗПР не диагностируется в 1 год. После года на отклонения указывают: незнание собственного имени, отсутствие реакции на простейшие вопросы, обильное слюнотечение, нарушения сна, капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия, сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.

▪ 3 года.

Присутствуют: бедный словарный запас (не более 20 слов), дефекты речи, отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела), неспособность оформить связную речь, сложности с выполнением элементарных заданий, неразвитое воображение.

▪ 4 года.

В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам

Физические: слабый тонус мышц, кинетоз, нарушения мочеиспускания, головные боли, быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.

Познавательные: невозможность говорить связно, бедный лексический запас, рассеянное внимание, плохая память, неспособность запоминать информацию наглядно или на слух, отсутствие базовых знаний о мире.

Социальные: агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим, замкнутость, аутизм, погружённость в себя, нежелание участвовать в совместных играх, инфантилизм, перемены настроения.

Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.

Речь у таких детей отличается бедным словарным запасом. Нарушено звукопроизношение, присутствует несформированность лексико-грамматического строя и проблемы со связной речью. Фиксируются дефекты артикуляционного аппарата.

Лечение и коррекция ЗПР

Коррекция задержки психического развития с применением методики ТОМАТИС

Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. Логопед определяет режим использования аппаратного метода Томатис. Курсовые аудиосессии достаточно хорошо зарекомендовали себя в работе с такими детьми, особенно вкупе с активной нагрузкой логопедических упражнений. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.

В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься.

В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем:

▪ Микротоковая рефлексотерапия.

▪ Психолого-педагогические коррекционные занятия.

▪ Психотерапевтические направления: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, логоритмика, методы предметно-сенсорной терапии.

▪ Альтернативные методики: иппотерапию, канистерапию, дельфинотерапию.

Родители должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29