Задержка психического развития
Коррекция и лечение задержки психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития — одна из самых распространённых детских патологий. Около 50% всех неуспевающих школьников ставится данный диагноз. Причём большинство из них занимается в обычных общеобразовательных, а не коррекционных школах, несмотря на то, что не способно овладеть знаниями, предусмотренными традиционными программами. В результате возникает масса проблем у учителей (как обучать) и родителей (как развивать). На самом деле ЗПР у детей — вовсе не приговор, который ставит на жизни крест. Грамотные и регулярные занятия — гарантия успешной психокоррекционной работы.
ЗПР — это задержка психического развития, когда основные познавательные функции (мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера) у ребёнка развиты не так хорошо, как у сверстников, и отличаются от норм, установленных для данных лет. Диагностируется только у детей дошкольного возраста или в начальной школе. Если признаки заболевания остаются к моменту перехода в среднее звено, ставятся уже более серьёзные диагнозы — например, конституциональный инфантилизм или олигофрения.
Причины ЗПР делятся на две большие группы
Биологические.
Патологии и осложнения во время беременности: если мать во время вынашивания перенесла тяжёлый токсикоз, инфекцию, интоксикацию, травму, многоплодие. Была внутриутробная гипоксия плода, недоношенность, асфиксия, резус-конфликт, неправильное предлежание, родовые травмы.
Инфекционные, токсические и травматические заболевания, приводящие к перинатальной энцефалопатии в первые годы жизни малыша: операции под наркозом, фетальный алкогольный синдром, сердечно-сосудистые патологии, минимальная мозговая дисфункция, органические поражения головного мозга.
К биологическим причинам относится также генетика. Известны случаи, когда отклонения подобного рода диагностируются из поколения в поколение.
Социальные.
Сюда относят: длительное ограничение жизнедеятельности, социальная депривация, дефицит общения, неблагоприятные условия воспитания, лёгкие умственные отклонения у родителей, психотравмы.
Среди неблагоприятных условий воспитания, которые приводят к задержке психического развития, выделяют три самых распространённых:
Безнадзорность.
Ребёнок, которому с раннего детства родители не уделяют достаточного внимания, не занимаются с ним, не развивают, вырастает аффективно лабильным, импульсивным и внушаемым. Не усваивает элементарные правила поведения, не имеет интеллектуальных интересов. Для успешного обучения не хватает базовых представлений об окружающем мире. Но это не то же самое, что педагогическая запущенность.
Гиперопека.
Ребёнок, которому с раннего детства тревожные и мнительные родители уделяют слишком много внимания и воспитывают как маленького «божка» семьи. Не умеет преодолевать трудности самостоятельно, адекватно соотносить желания и потребности с необходимыми усилиями. Сила воли отсутствует. В результате диагностируется психогенный инфантилизм.
Авторитаризм.
Ребёнок, который с раннего детства подавляется авторитарными родителями, испытывает на себе их агрессию, грубость, жестокость, деспотизм. Часто применяется физическое насилие. На таком неблагоприятном фоне развиваются навязчивости, нерешительность, фобии, неврозы, повышенный уровень тревожности, аутизм. В результате диагностируется синдром выученной беспомощности.
Клиническая картина ЗПР
2 года.
ЗПР не диагностируется в 1 год. После года на отклонения указывают: незнание собственного имени, отсутствие реакции на простейшие вопросы, обильное слюнотечение, нарушения сна, капризность, плаксивость, раздражительность, агрессия, сложности с удерживанием внимания на определённом предмете.
3 года.
Присутствуют: бедный словарный запас (не более 20 слов), дефекты речи, отсутствие базовых представлений об окружающем мире (не может назвать животных, предметы быта, части тела), неспособность оформить связную речь, сложности с выполнением элементарных заданий, неразвитое воображение.
4 года.
В 4 года ЗПР уже чётко диагностируется по конкретным симптомам
Физические: слабый тонус мышц, кинетоз, нарушения мочеиспускания, головные боли, быстрая утомляемость, слабость, вялость, неподвижность.
Познавательные: невозможность говорить связно, бедный лексический запас, рассеянное внимание, плохая память, неспособность запоминать информацию наглядно или на слух, отсутствие базовых знаний о мире.
Социальные: агрессивность, недоверие, настороженность по отношению к другим, замкнутость, аутизм, погружённость в себя, нежелание участвовать в совместных играх, инфантилизм, перемены настроения.
Именно в 4 года при своевременном распознании ЗПР необходимо начинать коррекционную работу. При её отсутствии все эти симптомы в 5-6 лет только нарастают и углубляются. Появляются вторичные признаки: развиваются психосоматические заболевания и внутренние комплексы, ухудшаются когнитивные способности, наблюдается социальная дезадаптация.
Речь у таких детей отличается бедным словарным запасом. Нарушено звукопроизношение, присутствует несформированность лексико-грамматического строя и проблемы со связной речью. Фиксируются дефекты артикуляционного аппарата.
Лечение и коррекция ЗПР
Для развития речи просто необходимы занятия с логопедом. Логопед определяет режим использования аппаратного метода Томатис. Курсовые аудиосессии достаточно хорошо зарекомендовали себя в работе с такими детьми, особенно вкупе с активной нагрузкой логопедических упражнений. В домашних условиях родителям нужно больше читать и разговаривать с ребёнком. Рекомендуется следить за тем, чтобы он правильно строил предложения, а речь отличалась связностью.
В зависимости от вида ЗПР и индивидуальных особенностей ребёнка профильными специалистами разрабатывается коррекционно-развивающая программа, по которой ему следует заниматься.
В неё входят различные блоки, предполагающие комплексный подход к решению имеющихся проблем:
Микротоковая рефлексотерапия.
Психолого-педагогические коррекционные занятия.
Психотерапевтические направления: изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, логоритмика, методы предметно-сенсорной терапии.
Альтернативные методики: иппотерапию, канистерапию, дельфинотерапию.
Родители должны понимать, что дети с ЗПР требуют повышенного внимания. Им необходимо уделять гораздо больше времени и набраться терпения при общении с ними. Не всё получится с первого раза. Придётся много работать, но в результате потери для психического развития будут минимальны, он социально адаптируется и может быть даже успешен в каких-то сферах жизни.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.
На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29
