Тяжёлые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте.
Таким образом, дети с ТНР – это дети, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты. В логопедии выделяют следующие виды ТНР:
◦ АЛАЛИЯ — отсутствие или недоразвитие речи детей при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте.
◦ АФАЗИЯ – это полная или частичная утрата уже сформировавшейся речи, возникающая при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесённых инсультов, травм, опухолей, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях.
◦ ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи вследствие повреждения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
◦ РИНОЛАЛИЯ — нарушение тембра голоса и звукопроизношения.
◦ ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Дети с ТНР имеют следующие психолого-педагогические особенности:
◦ недоразвитие всей познавательной деятельности (речь, восприятие, память, мышление);
◦ недоразвитие мыслительных операций, сниженная наблюдательность, снижение способности к абстрагированию, обобщению;
◦ внимание характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения; дети быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность;
◦ быстрое забывание материала, особенно речевого, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;
◦ нарушения эмоционально-волевой сферы: нестойкость интересов, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, налаживании контактов со сверстниками;
◦ двигательные расстройства: дети с ТНР моторно неловки, неуклюжи (это касается и общей, и мелкой моторики, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений.
В речи детей с ТНР наблюдаются следующие особенности:
◦ тяжёлые нарушения общей разборчивости речи и медленный темп оречевления;
◦ ограниченный лексический запас и стойкие аграмматизмы;
◦ несформированность процессов словообразования и словоизменения;
◦ несформированность навыков связного высказывания;
◦ стойкие расстройства письменной речи (и их предпосылок).
Коррекция ТНР
Основным условием реализации адаптированной рабочей программы для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи является необходимость постоянного сопровождения учителя-логопеда. С 1 класса до окончания начальной школы.
Работа с детьми с тяжёлыми нарушениями речи включает в себя:
◦ коррекцию звукопроизношения и развитие фонематического восприятия;
◦ развитие звуко-слоговой структуры слова;
◦ развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи;
◦ помощь в овладении письмом и чтением.
ТНР у школьников.
Логопедия младшего школьного возраста кроме нарушений устной речи рассматривает недостатки письма и чтения. У детей дошкольного возраста можно отследить лишь предпосылки для возникновения пороков развития письменной речи. Целесообразно рассмотреть эти нарушения как вторичный дефект, который возникает в результате нарушения комплекса базовых для усвоения чтения и письма психических процессов и функций познавательной деятельности.
ТНР у дошкольников.
В дошкольный период развития ребёнка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект). Сложный дефект, как указывает «Дефектологический словарь» – это сочетание двух и более дефектов развития, которые обусловливают качественно своеобразную структуру психической сферы. Сложный (комбинированный) дефект возникает при наличии нескольких мест локализации поражения, при этом глубина проявления дефекта может быть разной: незначительной, значительной, глубокой и тому подобное.
Какие перспективы в обучении ждут детей с ТНР?
Раннее включение в работу с такими детьми логопеда с применением всего арсенала аппаратного оборудования в том, числе метода Томатис, даст несомненное преимущество и позволит быстрее достигнуть положительных результатов. Максимальную помощь сможет оказать специалист метода Томатис высшего 4 уровня, имеющим в своём распоряжении в том числе и диагностическое оборудование, позволяющее в коррекционном процессе менять программы аудио занятий. Более благополучно у детей будут обстоять в таких ситуациях дела с точными науками. Но страдать будут языковые предметы. Огромную сложность для детей с ТНР будут представлять запись под диктовку, написание изложений, а впоследствии, сочинений, т. к. нарушение их речи комплексное, то есть затрагивает все стороны речи – от звука, слога и слова до фразы и текста. Резюмируя вышесказанное можно сказать, что в процессе коррекции тяжёлых речевых нарушений важно своевременно диагностировать и определить степень нарушения, а затем подобрать соответствующую программу восстановления.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29