Тахилалия
Коррекция тахилалии с методикой ТОМАТИС
Тахилалия, или ускоренный темп речи относится к нейропсихическим расстройствам и зачастую проявляется на фоне первичного заболевания — нервного или психического. Речевое расстройство сопровождается повторами слов, «проглатываниями» окончаний, запинками, неправильным произношением слов или слогов. Особенно подвержены ему дети возбудимые, гиперактивные, с диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Нарушения речи по типу тахилалии. В норме человек говорит 10 – 12 звуков в секунду, при ускоренном темпе речи — до 30-ти.
Выделяют 3 формы тахилалии:
◦ Чистая. Ребёнок говорит в ускоренном темпе, но без грамматических, фонетических, лексических ошибок.
◦ Баттаризм, или парафазия. Ребёнок «захлёбывается», не может договорить начатое предложение. Это происходит по причине нарушения речевого дыхания. В некоторых случаях дети неправильно строят лексические конструкции.
◦ Полтерн, или спотыкание. В этом случае в речи ребёнка слишком много запинок, пауз, он не может подобрать нужные слова, повторяет уже сказанные слова или слоги, ему трудно выразить свои мысли.
Кроме того, выделяют несколько типов полтернов с разными нарушениями: моторными (при этом ребёнок не только быстро говорит, но и неправильно произносит звуки), сенсорными (нарушено слуховое внимание), с трудностями подбора слов и формулировки речи.
Причины речевых нарушений.
В основе причин и механизмов тахилалии лежат психогенные и соматические факторы, а также привычка. В зоне риска дети с неуравновешенной психикой, гиперактивные, легковозбудимые. Спровоцировать развитие заболевания может опухоль мозга, черепно-мозговая травма, нейроинфекция или психическое расстройство — шизофрения, например. Не исключён и социальный фактор — ошибки в воспитании малыша, когда поощряется его подражание быстрой речи взрослых.
Симптомы тахилалии у детей.
Особенности речи. Она очень быстрая и нечленораздельная, её крайне сложно понять. В ней преобладают повторы, «проглатывание» окончаний, перестановка слогов. Затруднённые навыки чтения и письма. Особенности общей моторики. Движения стремительные, нервные, ребёнок суетится. Проблемы с вниманием и памятью. Ребёнок быстро переключает внимание, не может сосредоточиться на чём-то одном, память плохая. Реакции вегетативной нервной системы. Если ребёнок возбуждён, у него краснеет лицо, учащается сердцебиение, он потеет.
Коррекция тахилалии
Залог успеха — Комплексный подход к лечению при тахилалии
Медицинское воздействие. В эту группу входят: медикаментозная терапия, ЛФК, массаж, психотерапия. Самыми эффективными считаются телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Логопедическая коррекция тахилалии. Лучшие результаты дают групповые занятия. Оптимальным будет участие логопеда, практикующего метод Томатис. Метод редко использует групповые занятия, но в данном случае в группе из 2-3 человек, специалист Томатис может добиться более продуктивных результатов, чем при коррекции других диагнозов. Составлять ли единую или индивидуальную программу прослушивания Томатис решает специалист самостоятельно, в зависимости от имеющихся показаний. Сочетание перечисленных подходов даёт положительную динамику.
Рассмотрим некоторые техники, которые используют для коррекции тахилалии у детей.
◦ Логоритмика — учимся говорить медленно. Все упражнения для коррекции тахилалии нужно делать медленно — только так они будут эффективны. Продолжительность — от 3-х до 5-ти минут.
◦ Музыкальная терапия: развиваем чувство ритма. Что, как не музыка, способствует развитию чувства ритма? На занятиях логопеды активно используют ритмичную музыку. Она улучшает работу головного мозга и его связи с телом. В результате у детей улучшается внимание, они лучше справляются со стрессом и выражают свои мысли.
◦ Интерактивный метроном — современная техника.
Ещё одна техника, которую используют в работе с детьми с нарушениями речи, задержкой психического развития и другими диагнозами. Метроном стимулирует деятельность мозга, вследствие чего он лучше обрабатывает поступающую извне информацию. В результате у ребёнка стабилизируются поведенческие реакции, он учится планировать свою деятельность, повышается нейродинамика.
Коррекционная работа длится от полугода до года. Это зависит от многих факторов — степени выраженности расстройства речи, общего состояния здоровья малыша, своевременности коррекции и усилий, которые приложили родители и сам ребёнок (в том числе и работе дома). Если родители уделяют достаточно внимания ребёнку, занимаются с ним, выполняют все назначения врача и логопеда по формированию речевых навыков, то прогнозы более чем положительные. Главное — не лениться и выполнять все рекомендации специалиста.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29