Синдром Аспергера —​ Логопед-дефектолог — Терапия Томатис

Синдром Аспергера

Лечение синдром Аспергера детей и взрослых людей

Ганс Аспергер очень красноречиво описал необычный профиль речевых способностей, которые включают: проблемы с навыками разговора, «мелодию» или поток речи и необычную историю развития речи, например, задержку речи или её раннее развитие. Он также описал тенденцию некоторых маленьких детей разговаривать как взрослые — большой словарный запас и использование весьма сложных предложений.

Диагностические критерии Кристофера Гиллберга признают необычный профиль речевых навыков — для диагностики синдрома Аспергера у человека должны присутствовать не менее трёх из следующих особенностей речи и языка:

▪ задержка речевого развития

▪ поверхностное совершенство в экспрессивном языке

▪ формальный и педантичный язык

▪ странная просодия, необычные характеристики голоса

▪ нарушения в понимании речи, включая неправильную интерпретацию буквальных/подразумеваемых смыслов.

Диагностические критерии Питера Сзатмари и его коллег также признают странные характеристики речи и требуют, как минимум двух из перечисленных ниже критериев для постановки диагноза:

▪ аномалии во флексии

▪ слишком много или слишком мало говорит

▪ недостаток связности в разговоре

▪ уникальное использование слов

▪ повторяющиеся речевые паттерны.

Эти диагностические критерии включают оригинальное описание этих речевых характеристик Гансом Аспергером, и в результате они признаются врачами, которые проводят диагностическую оценку. К возрасту пяти лет ребёнок с синдромом Аспергера не имеет общей задержки речи, но исследования, клинический опыт и описания родителей указывают на то, что ребёнок или взрослый продолжает оставаться необычным в отношении специфических или более тонких аспектов языка.

Речевые особенности и проблемы при синдроме Аспергера

Язык ребёнка с синдромом Аспергера может включать бросающиеся в глаза способности. У ребёнка может развиться очень впечатляющий словарный запас, включающий технические термины (обычно они связаны со специальным интересом) и выражения, которые обычно ассоциируются с речью взрослого. Иногда ребёнок говорит словно «маленький профессор», он может увлечь собеседника хорошо отработанным монологом на любимую тему. Тем не менее, у подростка та же самая особенность может стать ещё одним фактором, который способствует социальной изоляции.

У ребёнка может присутствовать естественное любопытство к физическому миру и к тому, как что устроено, что сопровождается тенденцией задавать много вопросов и постоянно сообщать окружающим интересные факты. У некоторых маленьких детей, у которых в дальнейшем был диагностирован синдром Аспергера, могла быть задержка речи, однако, когда они начинают говорить, то используют сразу несколько слов и целые предложения.

Интернализация мыслей и чувств при синдроме Аспергера

Депрессия.
Дети с синдромом Аспергера не могут понять интуитивно, как играть или взаимодействовать со своими сверстниками. В результате, они могут стать мишенью издёвок, насмешек и остракизма, что разрушает их самооценку. Социальная компетентность и способность к дружбе очень ценятся среди типичных детей, и отсутствие успеха в этих навыках может привести к тому, что некоторые дети с синдромом Аспергера интернализируют свои мысли и чувства в форме постоянной самокритики и растущей социальной самоизоляции.

Воображение.
Более конструктивной интернализацией мыслей и чувств может стать бегство в мир воображения. Ребёнок культивирует очень яркий и сложный воображаемый мир, иногда у него появляются и воображаемые друзья. В этом мире фантазий ребёнка ждёт социальный и академический успех, которого у него нет в реальной жизни. В некоторых случаях такое развитое воображение может вызвать сильный интерес к чтению и написанию художественных произведений.

Экстернализация мыслей и чувств при синдроме Аспергера

Злость и высокомерие.
Альтернативный способ справиться с негативными мыслями и чувствами по поводу своей непохожести на других людей – это их экстернализация. «Это не моя вина, это твоя вина». У ребёнка может появиться сверхкомпенсация низкой компетентности в социальных ситуациях с помощью полного отрицания проблем и высокомерия, а также злости по отношению к окружающим людям. В этом случае любые предложения дополнительных программ или психотерапии яростно отвергаются. Ребёнок становится высокомерным, что приводит к поведенческим проблемам.

Имитация.
Более психологически конструктивный способ экстернализации мыслей и чувств – это наблюдение и имитация поведения социально успешных сверстников. Ребёнок учится, как «играть роль» в социальных ситуациях, в буквальном смысле становясь другим ребёнком. Некоторые дети с синдромом Аспергера обладают способностью к на редкость точным наблюдениям, они могут прекрасно копировать жесты, тон голоса и чужие манеры.

Нужно ли объяснять ребёнку его диагноз?

Ответ на этот вопрос однозначен – «да». Клинический опыт показывает, что чрезвычайно важно объяснить ребёнку с синдромом Аспергера его диагноз. Это поможет предотвратить развитие неподходящих компенсаторных механизмов, о которых говорилось выше. Кроме того, это мотивирует ребёнка принимать активное участие в программах лечения.

Терапия при лечении синдрома Аспергера

Одним из направлений терапии является искусство разговора.
Это трудоёмкая работа выполняется логопедом. В зависимости от ситуации логопеды могут проводить индивидуальные или групповые занятия по развитию прагматических аспектов языка. На всех стадиях дружбы ребёнку понадобится помощь в прагматической речи – «искусстве разговора». Метод Томатис подтвердил свою эффективность в подобной терапии и существенно укоряет процесс реабилитации. Возможность формирования новых нейронных связей обеспечивает возможность налаживания искусства разговора.

Могут ли признаки синдрома Аспергера стать менее явными?

Да, могут. Мозг ребёнка с синдромом Аспергера устроен иначе. У них нет интуитивной способности понимать своих ровесников и управлять своими чувствами, у них иные приоритеты и восприятие мира, чем у других детей. Тем не менее, с течением времени (и при наличии понимания, поддержки и руководства) ребёнок сможет научиться строить отношения с другими людьми и достигать академических успехов. Теоретически, человек с синдромом Аспергера может овладеть любой профессией – от социального работника до инженера.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29