Сенсорная интегративная дисфункция —​ Логопед-дефектолог

Сенсорная интегративная дисфункция

Сенсорно-интегративная дисфункция

Сенсорной интеграцией называется происходящий в центральной нервной системе процесс организации ощущений, поступающих одновременно от разных сенсорных систем (вестибулярный аппарат, проприоцепция, осязание, слух, зрение, обоняние и вкус), который обеспечивает слаженное функционирование структур нервной системы и позволяет человеку осуществлять эффективное адаптивное взаимодействие с окружающей средой.

Иллюстрацией процесса может служить следующий пример. Когда ребёнок играет с кубиками, он ощущает их зрительно, а также кожей, мышцами и суставами кистей рук, слышит стук кубиков друг о друга, одновременно с этим его мозг получает информацию о положении тела и его частей в пространстве от вестибулярных и мышечно-суставных рецепторов, также в этот момент он может чувствовать запах готовящейся на кухне еды и слышать звуки включённого телевизора.

Благодаря правильной организации в мозге комплекса поступающих ощущений, ребёнок видит кубики целостно, понимает, что это именно кубики, а не что-либо другое, и может производить с ними целенаправленные действия (например, складывать башню), при этом поддерживая определённую позу тела и не отвлекаясь на несущественные в данной ситуации запахи и звуки. 

Дисфункция сенсорной интеграции

В случае некорректной, неэффективной переработки центральной нервной системой сенсорных импульсов, особенно в тактильной, проприоцептивной и вестибулярной сферах, которые являются фундаментом остальных сфер чувствительности, можно говорить о сенсорно-интегративной дисфункции.

Выделяют 4 основные группы нарушений сенсорной интеграции:

  1. Диспраксия

Диспраксия или дефицит праксиса, то есть способности к планированию новых движений, который связан со сбоем в переработке проприоцептивной, вестибулярной или тактильной информации. В эту группу входят следующие виды расстройств:

▪ Дефицит билатеральной интеграции и развёртывания последовательности действий, возникающий на фоне проблем с переработкой вестибулярной и проприоцептивной информации. Это лёгкая форма расстройств праксиса. Детям с дефицитом данного типа трудно координировать движения правой и левой сторон тела, а также выполнять заранее спланированную последовательность движений и осуществлять опережающий контроль этих движений. Например, им трудно вовремя подставлять руки в нужное место для ловли мяча или прыгать, поочерёдно сводя и разводя руки и ноги.

▪ Соматосенсорная диспраксия или соматодиспраксия, обусловленная трудностями переработки вестибулярной и проприоцептивной, а также тактильной информации. Это более грубая форма расстройств праксиса, так как из-за плохой переработки тактильной информации у ребёнка в ещё большей степени страдает формирование схемы собственного тела, он плохо чувствует тело и не понимает его возможности. Например, эти дети могут с трудом осваивать навыки самообслуживания, одевания, застёгивания пуговиц, завязывания шнурков, испытывать затруднения в использовании мелков, карандашей и т.д.

▪ Постуральный дефицит, связанный с проблемами обработки вестибулярной и проприоцептивной информации. Постуральные реакции – это реакции, направленные на поддержание позы тела и равновесия. А постуральные фоновые движения представляют собой незаметное перераспределение тонуса в мышцах, необходимое для нормального движения конечностей и поддержания телом равновесия. Этот дефицит не является непосредственно нарушением праксиса, но может лежать в основе возникновения описанных выше расстройств.

▪ Слабость различения ребёнком тактильных стимулов, проявляющаяся в трудностях локализации и распознавания характера прикосновений к телу. Эта слабость не является непосредственно расстройством праксиса, но, как правило, лежит в основе соматодиспраксии.

  1. Дисфункция сенсорной модуляции

Под сенсорной модуляцией понимается способность центральной нервной системы к организации адекватных по силе реакций на сенсорные воздействия. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в чрезмерной силе или слабости реагирования на сенсорные импульсы, поступающие по разным чувственным каналам. Выделяют несколько основных видов расстройств сенсорной модуляции:

▪ Сенсорная защита, обусловленная повышенной силой реагирования ребёнка на сенсорные ощущения и возникновением чувства опасности ощущений, которые другие люди сочли бы безвредными. Она выражается в защитной реакции ребёнка на сенсорную стимуляцию по типу агрессии или избегания дальнейшего контакта. Наиболее распространённой считается тактильная сенсорная защита, то есть реакция бегства или агрессии на какие-либо прикосновения к телу ребёнка.

▪ Гравитационная неуверенность, связанная со слабостью переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярно-проприоцептивную информацию. Гравитационная неуверенность проявляется в виде страха падений и движений, связанных с отрывом ног от опорной поверхности или с отклонением тела ребёнка от вертикального положения, а также в виде трудностей поддержания позы и равновесия.

▪ Непереносимость движения, обусловленная дефицитом переработки и чрезмерно сильным реагированием на вестибулярные ощущения. Она выражается в сильных негативных вегетативных реакциях ребёнка (тошнота, рвота, головокружение) на такие перемещения, которые другим людям показались бы безвредными.

▪ Гипореактивность, то есть чрезмерная слабость реагирования на сенсорную стимуляцию какой-либо модальности. Дети с гипореактивностью могут либо вообще не замечать ощущения (например, никак не реагировать на прикосновения к телу), либо реагировать на них гораздо слабее, чем ожидается.

  1. Дефицит зрительного восприятия и зрительно-моторной координации

Эти нарушения являются фундаментом таких сложных когнитивных функций, как зрительно-пространственный анализ, конструирование, чтение, рисование, письмо. Так как развитие зрительной системы во многом зависит от вестибулярной, проприоцептивной и тактильной систем, зачастую первопричиной расстройства обработки зрительных сенсорных импульсов оказывается нарушенная интеграция ощущений от данных систем.

  1. Дефицит переработки слуховой и слухоречевой информации

Указанные проблема опасна тем, что может приводить к замедлению речевого развития и коммуникационных навыков. Ярче всего проявляется в виде трудностей в обработке и интерпретации нужной слуховой информации, когда она предъявляется в условиях среды, зашумлённой другими звуками.

Наиболее распространённые и очевидные признаки, которые могут указать родителям на существование у их ребёнка нарушений переработки сенсорной информации:

▪ Гиперактивность и чрезмерная отвлекаемость ребёнка.

▪ Поведенческие проблемы (например, наличие агрессивных тенденций, повышенная ранимость ребёнка, уход от социальных контактов).

▪ Низкий тонус мышц, слабость и утомляемость, трудности координации движений.

▪ Трудности ориентации во внешнем пространстве и пространстве своего тела.

▪ Замедленное освоение языка и речевых навыков.

▪ Трудности обучения в школе, освоения письма, чтения, математики.

Терапия, основанная на теории сенсорной интеграции

Лечение сенсорно-интегративная дисфункции​ у детей и взрослых логопедом с применением методики ТОМАТИС

Специалист метода Томатис знакомясь с описанием указанной проблемы сразу обратит внимание на возможность применения метода в данной ситуации так как результат его применения будет весьма продуктивен. Образно говоря, описываемая проблема присутствует в инструкции к применению аудиосессий метода Томатис. Сочетание метода с основной сенсорно-интегративной терапией представляет собой основную программу коррекционного вмешательства, предполагающую активное участие ребёнка в осмысленных видах деятельности, обеспечивающих ему усиленную сенсорную стимуляцию, особенно, в вестибулярной, тактильной и проприоцептивной сферах.

Но, самое главное, что должны сделать родители при обнаружении признаков дефицита обработки сенсорной информации у своего ребёнка — как можно быстрее обратиться за профессиональной помощью. Не стоит надеяться на то, что ребёнок перерастёт имеющиеся у него проблемы. Детский мозг пластичен, и его пластичность снижается с возрастом, поэтому коррекционное вмешательство специалиста будет тем эффективнее, чем раньше оно начнётся.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29