Сенсомоторная алалия
Лечение при сенсорно моторной алалии с ТОМАТИС
Условно различают две основные формы алалии: сенсорная алалия — ребёнок не понимает речь, хотя может произносить слова; моторная алалия — у пациента речь отсутствует, однако он может понимать смысл речи. При наличии заболевания смешанного типа присутствуют признаки обоих типов алалии. Это форма считается наиболее тяжёлой — сенсомоторной.
Сенсомоторная алалия — это системное недоразвитие речи, которое вызвано поражением коркового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребёнка. Речь у детей с этим расстройством либо не развивается, либо полностью отсутствует. Помимо этого, присутствует непонимание обращённой речи, а также нарушения внимания, моторики и гиперактивность.
Механизм развития сенсомоторной алалии заключается в поражении участков головного мозга, которые отвечают за понимание и воспроизведение речи. Патологические изменения возникают во время внутриутробного развития плода или в раннем детстве — до трёх лет. Причин развития нарушения может быть несколько.
◦ Во внутриутробном периоде негативное воздействие на плод могут оказывать инфекционные заболевания матери, иммунологическая несовместимость, токсикоз, а также никотиновая или наркотическая зависимость.
◦ В процессе родов всегда повышается риск родовых травм, гипоксии плода, что приводит к поражению центральной нервной системы плода. Опасность кроется в использовании акушерских щипцов, а также обвитии пуповиной.
◦ В первые годы жизни ребёнок подвержен различным заболеваниям, которые могут сильно повлиять на зоны головного мозга, отвечающие за речь. К таким заболеваниям относятся энцефалит, менингит, рахит, мозговые опухоли, а также травмы головы.
При моторной алалии страдает произносительный компонент, словарный запас, навык построения фразы, а при сенсорной – понимание речи и её анализ. Тяжесть сенсомоторной алалии заключается в том, что в этом случае страдает сразу оба компонента. Как правило, у таких детей поздно формируются речевые реакции: гуление, лепет и т.д. В раннем возрасте ребёнок может не реагировать на своё имя, голос своей матери. Речь либо отсутствует полностью, либо ребёнок использует лепет. Звуки заменяются или пропускаются, ребёнок может бесконтрольно повторять слова, но это повторение не имеет никакой смысловой нагрузки. При этом, если попросить ребёнка повторить эти слова, то он не сможет этого сделать. Присутствует непонимание обращённой речи, при этом нарушения слуха отсутствуют. Таких детей не привлекает чтение или прослушивание аудиокниг.
Выражена бедность активно словарного запаса. Ребёнок использует только элементарные слова, вроде «дай», «на», «мама» и т. д. Ребёнок не знает названия предметов, не может показать их на картинке. Он не выполняет даже простые бытовые просьбы, кроме элементарных жестовых указаний. Присутствуют очевидные проблемы с моторикой. Когнитивные расстройства — нарушения внимания, памяти, концентрации. Выражены гиперактивность и повышенная импульсивность. Им сложно находить контакт с другими детьми, поэтому они ведут себя обособленно.
Лечение при сенсорно моторной алалии
Чтобы вылечить сенсомоторную алалию, важно использовать комплексный подход.
Помимо логопедической коррекции, проводится медицинская и психологическая помощь.
Изначально логопедическая коррекция в первую очередь проводится не для развития речи, а для приучения ребёнка к выполнению базовых бытовых инструкций. Ребёнка учат понимать простые понятия формы, размеры, цвета, учат его группировать предметы (одушевлённые и неодушевлённые). Далее уже можно переходить к формированию словарного запаса с помощью наглядных изображений предметов, животных и т. д. После усвоения базовых знаний, логопед учит ребёнка произносить звуки и слова.
Более быстрого результата помогает достичь аппарат метода Томатис – гарнитура Форбрейн. Далее занятия проводятся на построение простых фраз, выработку навыков ведения диалога.
Обязательно регулярность проведения занятий – порядка 4 — 5 раз в неделю. Длительность проведения аудио сессий метода Томатис составляет от 3-х и более курсов. Но в любом случае достижение позитивного результата наступает несравненно раньше при использовании оборудования Томатис, чем работа без использования аппаратуры метода.
Важно помнить о том, что промедление в вопросе устранения проблемы сенсомоторная алалии чревато развитием вторичной умственной отсталости. Если же работа была начата на ранней стадии, то прогноз в целом благоприятен. Ребёнок постепенно овладевает всеми видами речи, начинает идти на контакт с окружающими и может обучаться в обычном общеобразовательном учреждении.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29