Логопед-дефектолог — Терапия Томатис пройти курс СПб

ОНР

Общее недоразвитие речи

Коррекция нарушения методом ТОМАТИС

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это тяжёлые нарушения речи, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой сторонам, при сохранном слухе и интеллекте.

По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи:

◦ первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи;

◦ второй уровень – начатки общеупотребительной речи;

◦ третий уровень – развёрнутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития;

◦ четвёртый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи.

◦ Первый уровень речевого развития. В младшем возрасте – полное или почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь в зачаточном состоянии. Речь детей состоит из звукоподражаний, звуков, звуковых комплексов (лепетных слов). В старшем возрасте дети в пассивном и активном словаре имеют небольшое количество общеупотребительных слов. Однако эти слова ещё недостаточно сформированы по слоговой структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях, т. е. имеет место многоцелевое использование звукоподражаний, лепетных слов. Вместо названий действий дети употребляют названия предметов. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечёткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков. У детей с первым уровнем речевого развития отсутствует фразовая и связная речь.

◦ Понимание речи на втором уровне речевого развития улучшается, появляется различение грамматических форм, но и эти различения ещё неустойчивы. В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Иногда они пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами, качественными прилагательными, наречиями. Однако объем словарного запаса резко отстаёт от возрастной нормы. Фонематическое недоразвитие проявляется в замене и смешении звуков, в неумении выполнять простые формы звукового анализа слогов и слов. Усвоение чтения и письма без специального обучения практически невозможно. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью логопеда могут рассказывать о себе, семье, событиях окружающей жизни (2-3 предложения).

◦ На третьем уровне речевого развития разговорная речь детей становится развёрнутой, без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Понимание обращённой речи приближается к низкой возрастной норме. Однако дети не понимают некоторые категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, глаголов. Фонематическое недоразвитие проявляется в неправильном звукопроизношении, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в неумении выполнять несложные действия звукового анализа. Фонетическая сторона речи на данном уровне речевого развития более сформирована. Но имеют место нарушения (искажения, пропуски) произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.

◦ Четвертый уровень речевого развития выделяет ещё одну категорию детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней развития речи, и может быть определена как четвёртый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий.

Коррекция ОНР

В чём заключается системность работы по коррекции ОНР (общее недоразвитие речи)?

Основное направление в исправлении данной проблемы это сложная и длительная логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи. Существует проверенная и положительно апробированная система, но без современных аппаратных методов, таких как Томатис, сроки её значительно растянуты. Применение метода Томатис в решении проблемы ОНР позволяет сократить процесс реабилитации логопеда на треть, а в некоторых ситуациях в половину.

◦ Первый уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. Развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности. Формирование двусоставного простого предложения. Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности.

◦ Второй уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Развитие понимания речи, т.е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении. Расширение и обогащение словарного запаса; уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам; формирование обобщений и отвлечённых понятий, накопление синонимов, антонимов. Нормализация состояния моторных функций. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения. Формирование слоговой структуры слова. Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т. д. Употребление в речи распространённых предложений; понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие). Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты). Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

◦ Третий уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Расширение словарного запаса за счёт накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи. Усвоение слов различной слоговой структуры. Обучение элементам грамоты. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Нормализация состояния моторных функций.

В настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). Прогноз реабилитационных мероприятий положительный при выборе нужного специалиста и методики исправления.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29