Моторная алалия
Лечение моторной алалии у детей и взрослых с ТОМАТИС
Моторная алалия в логопедии — это речевое нарушение, связанное с повреждением моторной зоны коры головного мозга, отвечающей за формирование и произношение слов. Это означает, что ребёнок с этим расстройством понимает речь других людей, но не может сам выражать свои мысли и чувства словами. Поражение моторной зоны коры головного мозга, которая отвечает за формирование и произношение слов бывает вызвано различными факторами, которые делятся на две группы: пренатальные (возникающие на этапе до рождения) и постнатальные (возникающие на этапе после рождения).
Моторная алалия проявляется по-разному в зависимости от степени тяжести патологии, возраста ребёнка и индивидуальных особенностей его развития. Однако есть некоторые общие симптомы и признаки, которые могут указывать на наличие этого типа алалии:
◦ Недоразвитие речи: отсутствие или задержка появления первых слогов и фраз. Ребёнок с моторной алалией начинает говорить гораздо позже своих сверстников или вообще не произносит слова до 3-4 лет.
◦ Неправильное звукопроизношение, трудности с произношением отдельных звуков или слогов. Малыш-алалик заменяет их другими, часто просто опускает. Например, он может говорить «кока» вместо «корова» или «баба» вместо «бабочка».
◦ Неправильный лексико-грамматический строй речи. У ребёнка с моторной алалией ограниченный словарный запас, он использует простые односложные слова, допускает ошибки в склонении и спряжении, не употребляет предлоги, союзы и местоимения. Например, «Мама, дай» вместо «Мама, дай мне, пожалуйста».
◦ Нарушение речевой связности и логичности, трудности с построением связных и полных предложений. Ребёнок-алалик переходит от одной темы к другой без связки, повторяет одни и те же слоги или фразы, не отвечает на вопросы или отвечает не по существу.
◦ Нарушение коммуникативных навыков, трудности с установлением контакта с другими людьми, поддержанием беседы, выражением эмоций и желаний, пониманием чужих намерений и эмоций. Ребёнок с моторной алалией может быть замкнутым, пассивным, агрессивным или апатичным.
Лечится ли моторная алалия?
Да. Лечение и реабилитация моторного нарушения речи включают в себя следующие направления: медикаментозное лечение, физиотерапия (физиотерапевтическое лечение проводится под контролем врача-физиотерапевта или логопеда-дефектолога) и логопедическая коррекция.
Логопедическая коррекция с методикой ТОМАТИС направлена на формирование и развитие речевых навыков у ребёнка с моторной алалией. Для этого применяются различные методы и приёмы работы с речью: артикуляционная гимнастика (упражнения для мышц речевого аппарата), дыхательная гимнастика (упражнения для регуляции дыхания при говорении), звуковое моделирование (подражание звукам природы, животных, предметов), звуковая дифференциация (различение звуков по высоте, силе, длительности), развитие словаря, грамматики, связности и логичности речи, развитие коммуникативных навыков и другие.
Логопедическая коррекция наиболее эффективна на ранних этапах болезни, до трёх лет. После трёх лет логопедами активно используются звуковые сессии метода Томатис. В этом возрасте уже проще работать с наушниками оборудования Томатис. Положительный прогресс активно набирает ход при регулярных занятиях. Но требуется соблюдать определённые действия при общении и взаимодействии с ребёнком во избежание обратных регрессных процессов.
Что делать при моторной алалии?
Обеспечить регулярное посещение специалистов (врачей, логопедов, психологов) в одно и то же время и выполнение всех назначений и рекомендаций. Врачей потребуется посещать в течение нескольких лет. Создать комфортную и стимулирующую речевое развитие среду, в которой малыш будет чувствовать себя безопасно.
Общаться с ребёнком как можно больше, уделять ему время, интересоваться его жизнью, поддерживать его интересы и хобби. Говорить с малышом чётко, ясно, не спеша, не повторяя и не исправляя его ошибки, не додумывая и не дополняя. Стимулировать ребенка-алалика к самостоятельному говорению, задавая ему открытые вопросы, предлагая ему выбор, поощряя за любые попытки произнести слова или фразы.
Сотрудничать с другими специалистами (учителями, воспитателями, врачами, консультантами метода Томатис, логопедами), обмениваться информацией о состоянии малыша, его прогрессе в работе над речью и проблемах, согласовывать планы, цели и время коррекционной работы. Активно использовать доступные аппаратные методики, в том числе метод Томатис. Полезно будет обучаться основам логопедии и психологии, посещая специальные курсы, семинары, лекции, консультации, читая литературу по этим темам.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29