Дизорфография
Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребёнок в устной форме проговаривает правило.
Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за неё у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается. Проблема проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.

Дизорфография — это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта. Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками. Заболевание затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов и полностью усложняет письменную работу. Очень часто возникает совместно с дислексией, т.е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.
Факторы, влияющие на развитие дизорфографии можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике. В основном, нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин. Самые распространённые из них:
стёртая дизартрия, дислалия и общее нарушение речи разной степени;
поражение ЦНС и педагогическая запущенность;
психосоматическая ослабленность и недостаток внимания;
задержка в психическом развитии, общая заторможенность;
умственная перегруженность, низкий иммунитет, от чего частые болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Учёные-логопеды классифицируют данную проблему по нескольким признакам:
Морфологический. Учащийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.
Синтаксический. Ребёнок неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить какой частью предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также учащийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.
Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.
Также дизартрию классифицируют по общему количеству ошибок в одной работе.
Симптомы дизорфографии проявляются в том, что ученик:
делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;
смешивает буквы, не различает слова по семантике;
неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными, путает употребление твёрдого и мягкого знаков;
не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
не может перейти из одного вида деятельности в другой;
не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.
Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.
Коррекция дизорфографии
Устранение дизорфографии проходит ряд этапов:
Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Учитель-логопед использует повторяющиеся слоги в определённом ритме, необходимо составить слова из слогов, которые предложены. Во время выполнения упражнения формируется также правильное произношение, поэтому нужно использовать те звуки, с которыми у ученика возникли трудности. На данном этапе активно применяется гарнитура Forbrain (Форбрей) по методу Томатис. Расширяется лексический запас ученика. Это происходит благодаря самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине или о чём говорится в мультфильме. Формируются морфологические признаки. Учащийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола и согласование его с подлежащим.
Основным логопедическим мероприятием является применения аудио сессий метода Томатис по индивидуально составленным программам логопедом специалистом метода Томатис. Начинает развиваться внимание и память. Учащийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки. Далее следует доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс. При тяжёлой форме заболевания может длиться и несколько лет. Проводится работа как учителем-логопедом, так и в домашних условиях родителем в разной форме: диктант, сочинение, списывание. Идёт развитие умения самоконтроля и самопроверки. Ребёнок учится находить ошибки в своей работе, исправляет их, приводит аргументы.
Наличие дизорфографии у ребёнка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме. Это расстройство обучения можно исправить путём тренировки правильного письма и чтения. Ребёнку под силу усвоить нормы правописания слов.
Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребёнка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг с одновременным использованием гарнитуры Forbrein (Форбрейн). Таким образом, ребёнок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание. Работа на дому с ребёнком требует терпения и понимания его ситуации.
Родителям необходимо обеспечить должную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребёнка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, психологом и родителями, основная работа лежит на логопеде. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.
Наличие дизорфографии у ребёнка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме. Это расстройство обучения можно исправить путём тренировки правильного письма и чтения. Ребёнку под силу усвоить нормы правописания слов.
Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребёнка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг с одновременным использованием гарнитуры Forbrein (Форбрейн). Таким образом, ребёнок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание. Работа на дому с ребёнком требует терпения и понимания его ситуации.

Родителям необходимо обеспечить должную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребёнка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, психологом и родителями, основная работа лежит на логопеде. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29