Дизорфография
Дизорфография – это нарушение запоминания орфографических знаний, что обусловлено недостаточным развитием речевых и психических функций. Это заболевание проявляется частыми ошибками в орфографии в письменном виде, даже если ребёнок в устной форме проговаривает правило.
Дизорфография – это проблема, с которой в наше время сталкиваются учащиеся в начальной школе (2-4 классы). Из-за неё у детей появляется неуспеваемость, и безграмотность письма с каждым годом все увеличивается. Проблема проявляется чаще всего у учащихся 2 классов (80 %) и 3-4 классов (90 %). Их успеваемость по русскому языку снижается, что оказывает плохое влияние на развитие личности, является следствием неудачной адаптации в школе.
Дизорфография — это неспособность к обучению письменной речи, возникающая при отсутствии нарушений зрения, слуха или интеллекта. Это проявляется в трудностях распознавания, понимания и воспроизведения письменных символов. Данный диагноз также определяется медленным написанием и частыми ошибками. Дизорфография затрагивает все сферы правописания: грамматику, спряжения, построение предложений и слов и полностью усложняет письменную работу. Очень часто возникает совместно с дислексией, т. е. трудностями в обучении чтению хотя бывает и так, что возникает сама по себе.
Факторы, влияющие на развитие дизорфографии можно поделить на те, которые выделяются в медицине, психологии и педагогике. В основном, нарушение орфографических навыков – это комплекс нескольких причин. Самые распространённые из них:
◦ стёртая дизартрия, дислалия и общее нарушение речи разной степени;
◦ поражение ЦНС и педагогическая запущенность;
◦ психосоматическая ослабленность и недостаток внимания;
◦ задержка в психическом развитии, общая заторможенность;
◦ умственная перегруженность, низкий иммунитет, от чего частые болезни в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Учёные-логопеды классифицируют данную проблему по нескольким признакам.
◦ Морфологический. Учащийся допускает ошибки в орфографии (правила знает, но не находит им применение), не может проверить безударную гласную, не может запомнить правила о верном написании непроизносимых звуков, слова с двойными согласными.
◦ Синтаксический. Ребёнок неправильно ставит пунктуационные знаки, не может определить какой частью предложения является слово, допускает систематические ошибки в синтаксисе. Также учащийся не может самостоятельно высказаться, составить предложение и текст.
◦ Смешанный. В письменных работах учитель часто фиксирует ошибки синтаксиса и орфографии.
Также дизартрию классифицируют по общему количеству ошибок в одной работе.
Симптомы дизорфографии проявляются в том, что ученик:
◦ делает ошибки в грамматике, анализе орфограммы, различные пунктуационные ошибки;
◦ смешивает буквы, не различает слова по семантике;
◦ неправильно пишет слова с безударными гласными, глухими согласными, которые можно проверить;
◦ имеет скудный словарный запас, поэтому не может подобрать однокоренное слово для проверки верного написания буквы;
◦ испытывает трудности с морфемным анализом слов, не может выделить в слове главную морфему слова (корень), и дополнительные (словообразующие) – приставку, суффикс, окончание;
◦ не использует заглавные буквы (начало предложения, в собственных именах);
◦ делает ошибки в словах с двойными или непроизносимыми согласными, путает употребление твёрдого и мягкого знаков;
◦ не правильно делит слова на слоги и их переносит, ставит ударение;
◦ не может запомнить названия частей речи, их морфологические признаки;
формирует свои правила (если «жи», «ши» нужно писать с «И», то правильное написание слова «жИлезо»);
◦ не может перейти из одного вида деятельности в другой;
◦ не в состоянии освоить теоретический материал и не в состоянии самостоятельно найти ошибку, самопроверка не помогает.
Учащиеся, у которых диагностирую дизорфографию, часто действуют вопреки правилам и пишут слова так, как их слышат.
Коррекция дизорфографии
Устранение дизорфографии проходит ряд этапов:
Развивается звукопроизношение, слоговая структура слова. Учитель-логопед использует повторяющиеся слоги в определённом ритме, необходимо составить слова из слогов, которые предложены. Во время выполнения упражнения формируется также правильное произношение, поэтому нужно использовать те звуки, с которыми у ученика возникли трудности. На данном этапе активно применяется гарнитура Форбрей по методу Томатис. Расширяется лексический запас ученика. Это происходит благодаря самостоятельному составлению текста, описание того, что изображено на картине или о чём говорится в мультфильме. Формируются морфологические признаки. Учащийся учится различать падежные формы, род, число разных частей речи, время глагола и согласование его с подлежащим.
Основным логопедическим мероприятием является применения аудио сессий метода Томатис по индивидуально составленным программам логопедом специалистом метода Томатис. Начинает развиваться внимание и память. Учащийся произносит слова так, как они написаны, тренируя зрительную и слуховую память. Также развивать кратковременную память могут и новые скороговорки. Далее следует доведение до автоматизации правильного письма. Это длительный процесс. При тяжёлой форме заболевания может длиться и несколько лет. Проводится работа как учителем-логопедом, так и в домашних условиях родителем в разной форме: диктант, сочинение, списывание. Идёт развитие умения самоконтроля и самопроверки. Ребёнок учится находить ошибки в своей работе, исправляет их, приводит аргументы.
Наличие дизорфографии у ребёнка не должно быть расценено как оправдание для допущения ошибок при письме. Это расстройство обучения можно исправить путём тренировки правильного письма и чтения. Ребёнку под силу усвоить нормы правописания слов.
Необходимым для этого является контроль со стороны взрослого, который должен мотивировать ребёнка к работе, и исправлять возможные ошибки, чтобы избежать их закрепления. Очень важно частое чтение книг с одновременным использованием гарнитуры Форбрейн. Таким образом, ребёнок визуально усваивает новые слова, запоминает их написание. Работа на дому с ребёнком требует терпения и понимания его ситуации.
Родителям необходимо обеспечить должную атмосферу для развития психики, заниматься воспитанием и физическим здоровьем ребёнка, не перекладывать ответственность на работников дошкольного учебного заведения. Работа по устранению заболевания проводится комплексно: педагогом, психологом и родителями, основная работа лежит на логопеде. От своевременно начатой, систематической и хорошо спланированной коррекции зависит результативность работы по преодолению дизорфографии и успешное освоение школьной программы.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29