Интеллектуальная недостаточность
Коррекция интеллектуальной недостаточности
Тенденции развития ребёнка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения – отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. Дети с интеллектуальной недостаточностью – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и т.д.).
Понятие «умственная отсталость» включает в себя такие формы нарушений как «олигофрения» и «деменция».

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит непрогредиентный (непрогрессирующий) характер. Действия вредоносного фактора остановились и ребёнок способен к развитию, которое подчинено общим закономерностям формирования психики. Но имеет свои особенности, обусловленные типом нарушений центральной нервной системы и их отдалёнными последствиями.
Психопатологическая структура нарушения при олигофрении характеризуется тотальностью и иерархичностью недоразвития психики и интеллекта. По структуре клинической картины выделяют неосложнённые и осложнённые формы олигофрении.
Выделяют три степени умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности): дебильность – лёгкая, неглубокая интеллектуальная недостаточность;
имбецильность – глубокая интеллектуальная недостаточность;
идиотия – наиболее тяжёлая, глубокая интеллектуальная недостаточность.
При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознательность, ориентация в окружающем, и замедленная обучаемость, то есть его плохая восприимчивость к новому.
Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, внимания. Умственно отсталым требуется гораздо больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал.
Замедленность восприятия усугубляется ещё и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении выражаются в замедленном темпе узнавания, в смешивании сходных предметов и т.д.
Умственно отсталые дети не умеют вглядываться, не умеют самостоятельно рассматривать, увидев какую – то одну нелепость, они не переходят к поиску остальных, им требуется постоянное побуждение. Слабость абстрактно – логического мышления заключается в низком уровне развития обобщения, сравнения предметов и явлений окружающей действительности по существенным признакам, в невозможности понимания переноса, усвоенного на новую ситуацию.
Дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умею действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию, ни по образцу. Они практически не могут выполнять действия с предметами по подражанию. При этом они либо не понимают задачи, либо не имеют возможности опираться на свойства предметов. После начала работы с детьми по подражанию образцу и речевой инструкции дети продолжают выполнять действия только в привычной ситуации и со знакомыми предметами.
У детей с нарушением интеллекта наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития. Далеко не всем детям к концу дошкольного периода оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, в которых действие прямо направлено на достижение практического результата. До конца дошкольного возраста у них фактически отсутствует возможность решения наглядно — образных задач, страдает и становление элементов словесно — логического мышления (имеет качественно иное содержание, чем в норме).
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации родителям по развитию детей с интеллектуальной недостаточностью и взаимодействию с ними.
Известно, что возможности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью крайне невелики, его продвижение, по крайней мере, на первых этапах обучения, практически незаметно. Но необучаемых детей нет. Если малыш не умеет натягивать колготки, то он, несомненно, наденет панаму. Если ребёнок не может из палочек выложить элементарную фигуру, то ему под силу окажется собрать эти палочки и положить в коробку. Следует только подобрать доступное для ребёнка задание и запастись терпением.

Значительным вспомогательным фактором в процессе обучения таких детей является применение терапии Томатис. С учётом особенностей развития ребёнка может оказаться сложным провести аудиотестирование, но опытный специалист метода может сформировать необходимую программу просушивания на основании данных анамнеза, результатов медицинских обследований и заключениях профильных специалистов.
Результатом применения метода Томатис станет ускорение понимания в решении педагогических упражнений. Формирование новых нейронных связей поможет заново взглянуть на прежние жизненные задачи и в конечном итоге найти их решение.
Главный принцип в воспитании этих детей – формирование привычек. Причём только своевременное проведение этой работы даёт положительный результат. Например, ребёнка 4-6 лет, который занимается с игрушками, играет, раскладывает картинки, палочки, необходимо научить относить эти предметы в определённое место, иначе возникает и закрепляется привычка разбрасывать их. Ребёнок, не приученный своевременно к ограничениям, привыкает хватать все, что ему вздумается. Выработка у детей положительных привычек и навыков поведения, а также чёткой последовательности в выполнении отдельных действий играет важную роль. В дальнейшем они соблюдают тот порядок, какой усвоили под непосредственным руководством и контролем старших. Прочное усвоение навыка освобождает детей от вмешательства и состояния беспомощности, которое они испытывают, попадая в непривычные условия.
Ошибаются родители, думающие, что педагогическую работу можно отложить на неопределённое время: ребёнок, как они предполагают, с возрастом самостоятельно научится одеваться, играть, говорить. Если недостатки воспитания нормального ребёнка могут быть устранены в процессе саморазвития, так как он способен многое усваивать самостоятельно – «брать из жизни», то развитие такого ребёнка всецело зависит от участия окружающих.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29