Эмоционально-волевые расстройства
Эмоционально-волевые расстройства детей и взрослых
Эмоции — психическое отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, в основе которого лежит отношение их объективных свойств к потребностям субъекта. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.
Воля — сознательная саморегуляция поведения, проявляющаяся в преднамеренной мобилизации поведенческой активности на достижение целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность, способность человека к самодетерминации, самомобилизации и саморегуляции.

Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одним из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.
Характеристика нарушения при эмоционально-волевых расстройствах
Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребёнка обстановке. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребёнка обстановке, а также при утомлении.
Нарушение эмоционально-волевой сферы можно разделить на 2 группы по типу нарушения:
I группа — нарушения поведения, обусловленные социальными факторами;
II группа — нарушения поведения, обусловленные биологическими факторами:
гиперактивное, демонстративное, протестное, агрессивное, инфантильное поведение и др.
Одно из наиболее распространённых нарушений эмоционально-волевой сферы — синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ).
Его показатели: гиперактивность, нарушение внимания, импульсивность. Нарушение можно разделить на следующие группы:
I группа – дети с преимущественной гиперактивностью;
II группа – дети с преимущественным нарушением внимания;
III группа – дети с гиперактивностью и нарушением внимания.
Основные особенности нарушения при эмоционально-волевых расстройствах:
ребёнок слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;
трудности концентрации внимания приводят к отказу от сложных заданий;
ребёнок с энтузиазмом берётся за задание, но не может закончить его;
часто забывает задание, инструкции и др.;
при словесном обозначении предметов и др. может продуцировать различные варианты;
часто не соблюдает нормы общения и поведения.
Другое довольно распространённое нарушение эмоционально-волевой сферы – аутизм (от лат. autos – погружение в себя — частичное или полное нарушение связи и контактов с внешним миром). Нарушение можно разделить на следующие виды: РДА (ранний детский аутизм);
РАС (расстройство аутистического спектра);
Расстройства аутистического характера;
Аутистические признаки;
Аутистическая реакция.
Основные особенности нарушения при эмоционально-волевых расстройствах:
новая информация вызывает стресс, переживания, перевозбуждение;
запоминает учебный материал механически, без осмысления;
избирательный интеллектуальный интерес (абсолютная грамотность, способность к языкам и точным наукам);
освоенные навыки и знания — прочные;
окружающее воспринимает фрагментарно, буквально и прямолинейно;
использует свёрнутые стереотипные речевые клише;
встаёт, ходит, играет во время урока, не организован, отсутствует самоконтроль;
при видимой рассеянности или возбуждении способен усваивать и воспроизводить материал.
Характеристика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:
1. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребёнка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение. Агрессивный ребёнок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих.
2. Эмоционально-расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают — их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
3. Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.
Заключение
Эмоционально-волевые расстройства

Развитие воли у ребёнка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счёт формирования сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определённых правил поведения. Кроме того, развитие детей в данной системе понимается не как развитие отдельных психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, а как общее развитие личности: развитие воли, эмоций и чувств. Ведение активной педагогической работы в сочетании с курсами метода Томатис помогает быстрее и результативнее решать вопросы указанных расстройств. Формирование новых нейронных связей при применении аппаратуры метода Томатис обеспечивает доступное и новое восприятие окружающей действительности должным образом сформированную педагогом.
Для положительного эмоционально-волевого воспитания детей педагогу необходимо:
заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания;
обеспечивать эмоциональной насыщенностью игровую и самостоятельную деятельность детей, объединяющих сохранение и развитие положительных эмоций ребёнка;
создавать специальные ситуаций самопознания, самовоспитания;
целенаправленно работать по воспитанию волевых качеств дошкольника;
использовать в педагогическом процессе игровые формы.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29