Задержка речевого развития
Коррекция и лечение задержки речевого развития (ЗРР)

Что такое синдром ЗРР?
О задержке речевого развития говорят, когда ребёнок овладевает устной речью позже, чем по возрастной норме. По статистике, его диагностируют у 3 – 10% детей, мальчики страдают им в 4 раза чаще, чем девочки. Отставание в развитии речи не пройдёт само по себе — необходимо комплексное лечение. В противном случае это грозит общей задержкой психического развития, социальными проблемами.
У детей с этим диагнозом скудный словарный запас, собственная речь не сформирована, она неграмотная и несвязная. Отсталое развитие речи можно заметить уже с 2-х лет: такой малыш не говорит простыми фразами. Признаки ЗРР зависят от степени нарушения.
Принято несколько классификаций форм ЗРР у детей
Неврологическая. Нарушение связано с поражением ЦНС и мозга — в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций. В классификацию входят афазия, алалия и дизартрия. А также нарушения, которые связаны с заиканием, глухонемотой или немотой, дефектами строения артикуляционного аппарата и синдром ЗРР, который развился вследствие тяжёлых родов, недоношенности, социальных факторов.
Логопедическая. Включает нарушения звукопроизношения (дисфонию, брадилалию, тахилалию, заикание, дислалию, ринолалию, дизартрию) и нарушения структуры речи (алалию и афазию).
Психолого-педагогическая. Задержка развития речи делится на 2 типа — нарушение средств коммуникации (искаженное восприятия родного языка на слух и общее недоразвитие речи) и неправильное использование средств коммуникации.
Выделяют 4 степени выраженности задержки развития речи в детском возрасте
Первая — самая тяжёлая форма ЗРР у детей. Симптомы: малыш практически не говорит или не говорит вообще.
Вторая — в активном словаре есть общеупотребительные слова, но он неправильно произносит звуки, «глотает» или меняет местами слоги.
Третья — звуки произносит не всегда корректно, часто заменяет их на другие, которое похожи по звучанию. Говорит только простыми предложениями.
Четвёртая — говорит невнятно, бывают ошибки, артикуляция нечёткая, звуки произносятся не всегда правильно, иногда малыш ошибается в словообразовании. Но мышление критическое.
Основные признаки ЗРР
Родители могут заметить первые симптомы ЗРР, когда их малышу ещё нет и 2-х лет. Если он не говорит фразами из двух слов (например, «мама, дай»). Если ребёнку исполнилось 3 года, обратите внимание, связно ли говорит, полностью ли говорит все слоги слов, много ли слов использует и достаточно ли их ему для того, чтобы выразить свои мысли и желания. Если вы видите, что малышу явно не хватает слов, возможно, это свидетельствует об отставании в развитии речи. Если действительно имеются проблемы, то в 4 года они очевидны.
Симптомы задержки речевого развития
Заметить несоответствие нормам можно на разных этапах развития. Среди них выделяют:
Отклонения в доречевом периоде. Младенец не гулит и не лепечет или делает это редко, произносит однотипные звуки;
В возрасте 12 месяцев не реагирует на вербальное к нему обращение;
В возрасте 1,5 лет не пытается повторять услышанные слова;
В возрасте 1,5 – 2 лет не выполняет просьбы;
В возрасте 24-х месяцев не говорит изолированные слова;
В возрасте 2,5 – 3-х лет не говорит связно, не соединяет слова в простые предложения;
В возрасте 3-х лет у ребёнка отсутствует собственная речь. Он говорит только заученными или услышанными где-то фразами. Дети с признаками задержки используют вместо слов жесты и мимику. Причём делают это осознанно и уместно. Задержку речевого развития часто диагностируют и у деток с тугоухостью.
Коррекция и лечение задержки речевого развития (ЗРР)
Помощь логопеда детям с задержкой речевого развития с применением методики ТОМАТИС.
Независимо от причины, лечение задержки речевого развития включает и занятия с логопедом. Логопед оценивает речевой аппарат, моторику, особенности коммуницирования, общую речевую активность, характер и качество речи, объём словаря. На основании заключений коллег, полученной от родителей информации и осмотра маленького пациента логопед составляет коррекционную программу.
Направления логопедической помощи при ЗРР

Логопед ставит перед собой ряд задач:
Развить у маленького пациента речевое внимание, научить его понимать, что говорят другие люди.
Научить его высказывать свои желания, потребности, мысли вербально и вести диалог. То есть логопед работает над развитием у малыша его собственной речи.
Привлечь внимание малыша к словам — их звуковой и слоговой структуре.
Закрепить и совершенствовать навыки вербального общения детей дошкольного возраста во время игры и учёбы.
Логопед в работе с маленькими пациентами опирается на особенности развития их познавательных процессов, эмоциональной сферы, общей и мелкой моторики. Занятия развивают не только вербальные навыки, но и воображение, восприятие, память и мышление.
Методы логопедической помощи при ЗРР
При коррекции задержки речевого развития эффективны логоритмические и релаксационные упражнения, распевки, пальчиковые игры, артикуляционную гимнастику, задания на понимание речи и классификацию. Все занятия проходят в форме игры. Хорошо зарекомендовали себя и техники психотерапии — музыкальной и игровой. Важную роль играет применение метода Томатис с различными видами оборудования. По результатам аудиотестирования составляется индивидуальная программа прослушивания. Курсовые сессии Томатис терапии значительно ускоряют процесс реабилитации и придают ему новый качественный характер.
Прогноз и профилактика задержки развития речи
Эффективность лечения ЗРР, зависит от того, насколько своевременно оно начато. Если нет тяжёлой задержки речевого развития, то в процессе коррекции заметна динамика. Речевые навыки детей улучшаются от этапа к этапу. Однако родители должны быть готовы к тому, что даже несмотря на эти улучшения, по сравнению со своими сверстниками их чадо может все равно отставать. Нужно быть готовыми и к проблемам в школе — нередко таким деткам тяжелее научиться читать и писать.
При своевременной помощи детям с задержкой речевого развития можно достичь успехов, причём достаточно быстро — уже к 5,5 – 6,5 годам ваша дочка или сын может догнать своих сверстников. Главное — грамотно организовать коррекционную работу и действовать сообща — специалистам и родителям. Только в этом случае можно ожидать хороших результатов.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29