Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Коррекция и лечение фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение произносительной стороны речи, то есть искажение нескольких групп звуков и фонематического восприятия, которое характеризуется различением близких по звучанию и артикуляции звуков на слух и овладением навыками языкового анализа и синтеза. Ребёнок от 5 до 7 лет должен уметь вычленять гласные звуки в слове, первый и последний звуки в односложных словах.

К категории детей с ФФНР относятся дети с нормой слуха и интеллекта. Причиной нарушения восприятия звука на слух является неправильная артикуляционная интерпретация звука. Например, ребёнок слышит [ш], а произносит [с] (сапка вместо шапка) только потому, что его язычок не укреплён и не может выдерживать нужную для произнесения звука [ш] артикуляцию, выбирая более лёгкую артикуляционную позицию, как при звуке [с]. В сочетании с дефектами произношения звуков отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Нарушение чёткой артикуляции часто возникает при анатомических и двигательных дефектах речевого аппарата, например, высоком нёбе, нависании верхней челюсти над нижней и наоборот.
Виды ФФНР
ФФНР бывает первичное и вторичное. Первичное – недоразвитие фонематического слуха, неправильное восприятие звука, например, малыш путает звуки близкие по звучанию: твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные, например, «том» вместо «дом», «галька» вместо «галка».
Вторичное – первичное фонематическое недоразвитие оказывает влияние на овладение звуковым анализом, а установившаяся неправильная артикуляция воспроизводимых звуков приводит к нарушению нормального слухопроизносительного взаимодействия. То есть ребёнок может слышать один звук, а произносить другой. При вторичной форме ФФНР у ребёнка снижается познавательная активность и внимание, так как при недосформированности одной функции речи, происходит отставание в других сферах психического развития. Поэтому ребёнок к семи годам не может расчленить на звуки самые простые слова, состоящие из трёх букв, назвать первый или последний звук в слове.
Выделяется несколько степеней ФФНР: Лёгкая степень нарушения – недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков. Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Звонкие заменяются глухими, [р] на [л], [л] на [й], [с] и [ш] на звук [ф]. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
Средняя степень – недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп: шипящих, свистящих, сонорных. Процесс дифференциации звуков ещё не произошёл и вместо артикуляции близких звуков ребёнок произносит средний, неотчётливый звук. Например, мягкий [ш] вместо [ш], вместо [с] – мягкий [с], вместо [ч] мягкий [т]. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо, ребёнок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Произносительные ошибки затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания.
Тяжёлая степень – невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности, при этом нарушается смысл высказывания. При наличии большого количества дефектных звуков нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Дети затрудняются при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость говорения. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией разных форм. Чем больше звуков не сформировано у ребёнка, тем ниже его фонематическое восприятие. Имеющиеся нарушения в устной речи проявят себя впоследствии на письме в виде стойких ошибок, которые называются дисграфиями.
Коррекция ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи логопедом с применением методики ТОМАТИС
Если ребёнку поставлен диагноз ФФНР, то потребуется кропотливая работа с логопедом по коррекции звуковой стороны речи. После обследования ребёнка необходимо: сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушенные звуки раннего онтогенеза (м, п, б, т’, г, х, с’) и среднего онтогенеза (ы, твёрдые, мягкие, л’, озвончение всех согласных);
выделить смешиваемые звуки и звуки-заменители, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определённом возрастном этапе);
вычленить искажённые звуки за счёт неправильного уклада органов артикуляции;
вычленить звуки, имеющие постоянные звуки-заменители, из числа более простых по артикуляции.

К концу обучения дети должны овладеть сознательным послоговым чтением, уметь читать не только слова, но и простые предложения и тексты. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы, учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове. Это является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29