Тревожные расстройства — Терапия Томатис ​— Логопед-дефектолог

Тревожные расстройства

Коррекция и лечение тревожных расстройств у детей

Согласно статистике, проблемы с тревогой есть у каждого восьмого ребёнка. Когда мы не можем справиться с обыкновенной тревогой у ребёнка, она перерастает в расстройство, которое может оставаться у него в подростковом и даже взрослом возрасте. 25% детей в возрасте от 13 до 18 лет имеют тревожные расстройства, а 5,9% – достаточно серьёзные. Чтобы помочь чрезмерно тревожному ребёнку прежде всего следует определить расстройство, которым он страдает. Рассмотрим их подробнее.

  1. Генерализованное тревожное расстройство.

Если ребёнок часто беспокоится по мелочам, вероятно, у него есть генерализованное тревожное расстройство. Тревога мешает ребёнку вести нормальную счастливую жизнь, как у его сверстников. Для многих людей такое расстройство начинается в детстве или подростковом возрасте. Кроме того, девочки страдают им чаще, чем мальчики.

  1. Панические атаки.

Представьте ситуацию: у вашей дочери выступление. Вы ждали этого месяцами. Как только она выходит на сцену, то сразу замирает, её сердце начинает биться чаще, а дышать становится трудно. Ваш самый сильный страх сбылся: у неё случилась паническая атака. Паническая атака – это внезапное чувство сильного страха. Панические атаки имеют физические проявления: учащённое сердцебиение, одышку и даже потерю сознания. Дети, страдающие данным расстройством, обычно живут со страхом, что у них постоянно будут случаться приступы.

  1. Сепарационная тревога.

Сепарационная тревога – это состояние, которое испытывает ребёнок, находясь в разлуке с родителями или людьми, к которым привязан. Маленькие дети испытывают привязанность к своим родителям. Поэтому для детей вполне нормально немного волноваться, когда родителей нет рядом. Сепарационная тревога чаще всего встречается у детей в возрасте от 8 до 14 месяцев. Но если подобные симптомы встречаются у детей старше 5-ти лет (например, они беспокоятся, когда родители уходят на работу), это свидетельствует о расстройстве психики.

  1. Социальная фобия.

Если ребёнок испытывает тревогу перед тем, как пойти на День рождения к однокласснику или вечеринку, если он избегает компаний, возможно, у него социальная фобия. При этом у ребёнка возникает первичный страх совершить ошибку и попасть в неловкое положение. Иногда страх ребёнка усиливается из-за недостаточно развитых социальных навыков. Но чаще всего сам страх приводит к тому, что ребёнок ещё больше совершает ошибки и ещё больше волнуется. В некоторых случаях сильная социальная фобия может приводить к паническим атакам.

  1. Избирательная немота.

Родителей раздражает, когда ребёнок, который обычно разговорчив, вдруг не произносит ни слова в присутствии посторонних. Родителям кажется, что ребёнок делает это специально и попросту их позорит. Возможно, ребёнок страдает расстройством под названием «избирательная немота». Избирательная немота – это состояние, когда ребёнок молчит в определённых ситуациях. Чаще всего он никак не общается в присутствии посторонних людей или во время массовых мероприятий. Обычно избирательной немотой страдают дети с тревожными расстройствами или социальной фобией.

  1. Избирательные фобии.

Дети боятся темноты. Некоторые боятся клоунов, пауков, закрытых помещений и т. д. В большинстве случаев эти страхи проходят по мере взросления ребёнка. В некоторых случаях страхи остаются и перерастают в фобии или иррациональные страхи. Избирательные фобии – довольно распространённое явление. Они могут мешать ребёнку наслаждаться здоровой жизнью. Фобии могут быть разными для разных детей: например, одни боятся пауков, другие – высоты и т.д.

  1. Посттравматическое стрессовое расстройство.

Стресс – это естественная реакция на травмирующие события. Когда ребёнок переживает пугающую или травмирующую ситуацию, у него появляется страх, что это событие произойдёт снова. Большинство людей с небольшой посторонней помощью и поддержкой преодолевают этот страх и начинают жить нормальной жизнью. Однако некоторые дети испытывают одни и те же эмоции снова и снова. У них развивается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Дети с ПТСР переживают травматический опыт снова и снова в своих мыслях и испытывают панические атаки, думая, что это будет происходить раз за разом.

  1. Обсессивно-компульсивное расстройство.

Часто мыть руки. Несколько раз проверить, закрыта ли дверь. Несколько раз в день убирать в комнате и переставлять мебель. Это обычные действия для людей с обсессивно-компульсивным растройством (ОКР). Дети с ОКР слишком много думают о чём-то, и это заставляет их поступать определённым образом. Их поведение вызвано иррациональными мыслями и страхами. Пугающие мысли порождают беспокойство, и дети верят, что оно пройдёт, если они будут выполнять определённые действия.

Симптомы тревожности у детей

▪ Излишнее беспокойство обо всём, раздражительность и перепады настроения.   

▪ Постоянное чувство усталости невозможность сосредоточиться на чём-либо.

▪ Ребёнку трудно засыпать, потому что он часто беспокоится по ночам из-за негативных происшествий.

▪ У ребёнка меняются привычки в питании, ухудшается аппетит.

▪Ребёнок ощущает иррациональный страх перед кем-то или чем-то, чувствует себя бесполезным.                                       

▪ Частые капризы и отказ расставаться с родителями.

▪ Ребёнок ищет способы избежать ситуаций, вещей или людей, вызывающих у него беспокойство.

▪ Ребёнок легко пугается, боится смерти, что вызывает у него панические атаки.

▪ У ребёнка низкая самооценка, мало друзей, практически отсутствует социальная жизнь.

▪ Присутствует беспокойство о плохих событиях ещё до того, как они случились.

Коррекция тревожности

Лечение тревожности у детей с применением методики ТОМАТИС

Лечение тревожных расстройств у детей

  1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

Тревожные расстройства обычно возникают в результате иррациональных мыслей, которые ребёнок принимает за правду. Таким образом, эмоции ребёнка вызваны его мыслями и убеждениями. КПТ в таком случае – прекрасный метод лечения тревоги. Это метод психотерапии, который фокусируется на изменении убеждений и мыслей и обучении новым навыкам, помогающим человеку справиться с тревогой.

КПТ фокусируется на трёх вещах.

▪ Познание – то, что мы думаем и во что верим.

▪ Поведение – то, что мы делаем.

▪ Эмоции – то, как мы себя чувствуем и реагируем.

  1. Другие методы психотерапии.

Специалист может попробовать и другие методы, например, терапию принятия и ответственности, а также диалектическую поведенческую терапию.

Терапия принятия и ответственности направлена на то, чтобы не сопротивляться мыслям и чувствам, вызывающим тревогу. Вместо того чтобы пытаться контролировать или менять мысли, ребёнка учат распознавать их и принимать через осознанность, фокусируясь на настоящем моменте.

Диалектическая поведенческая терапия (ДБТ) – это форма когнитивно-поведенческой терапии, которая фокусируется на изменении мыслей, действий и эмоций пациента. Лечение направлено на то, чтобы изменить заблуждения ребёнка. ДБТ также помогает ребёнку развивать свои сильные стороны и способности, тем самым повышая его уверенность в себе.

  1. Дополнительные методы лечения.

Детям, испытывающим тревогу, можно также посоветовать изменить свой образ жизни и режим питания. Применение метода Томатис способствует более быстрому исправлению указанной проблемы. Целесообразно применение индивидуальных программ курсовых прослушиваний аудиосессий. Программы по технике расслабления, медитации и комплекс физических упражнений с курсами иглоукалывания ускорит процесс реабилитации.

  1. Медикаментозное лечение тревоги у детей стоит отдельным блоком и контролируется врачами.

Детям назначают медикаментозное лечение, если тревожные расстройства у них вызваны изменениями в биохимии мозга. Если мозг вырабатывает определённые гормоны, и это вызывает тревожные расстройства, врач может назначить антидепрессанты.

Универсального лечения тревожных расстройств у детей не существует. Способ лечения в каждом случае зависит от типа расстройства и его тяжести. Независимо от способа лечения выздоровление ребенка полностью зависит от поддержки и усилий родителей. Именно они должны помочь ему справиться с ситуацией.

Авторская методика и индивидуальный подход к каждому

Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис

Практика и теория

Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.

Логопедическая практика

На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.

Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.

    Закажите обратный звонок и получите полную консультацию

    Ольга Александровна Курганова

    Логопед-дефектолог, терапия ТОМАТИС

    Купчинская 15
    192281 Санкт-Петербург

    Консультация ежедневно до 20:00

    E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
    Телефон : +7-911-158-77-29