
По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи:
1-й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень – начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень – развёрнутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития;
4-й уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи.
Первый уровень речевого развития. В младшем возрасте – полное или почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь в зачаточном состоянии. Речь детей состоит из звукоподражаний, звуков, звуковых комплексов (лепетных слов). В старшем возрасте дети в пассивном и активном словаре имеют небольшое количество общеупотребительных слов. Однако эти слова ещё недостаточно сформированы по слоговой структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях, т.е. имеет место многоцелевое использование звукоподражаний, лепетных слов. Вместо названий действий дети употребляют названия предметов. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечёткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков. У детей с первым уровнем речевого развития отсутствует фразовая и связная речь.
Понимание речи на втором уровне речевого развития улучшается, появляется различение грамматических форм, но и эти различения ещё неустойчивы. В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Иногда они пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами, качественными прилагательными, наречиями. Объём словарного запаса резко отстаёт от возрастной нормы. Фонематическое недоразвитие проявляется в замене и смешении звуков, в неумении выполнять простые формы звукового анализа слогов и слов. Усвоение чтения и письма без специального обучения практически невозможно. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью логопеда могут рассказывать о себе, семье, событиях окружающей жизни (2-3 предложения).
На третьем уровне речевого развития разговорная речь детей становится развёрнутой, без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. Понимание обращённой речи приближается к низкой возрастной норме. Однако дети не понимают некоторые категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, глаголов. Фонематическое недоразвитие проявляется в неправильном звукопроизношении, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в неумении выполнять несложные действия звукового анализа. Фонетическая сторона речи на данном уровне речевого развития более сформирована. Но имеют место нарушения (искажения, пропуски) произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.
Четвёртый уровень речевого развития выделяет ещё одну категорию детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней развития речи, и может быть определена как четвёртый уровень речевого развития. У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий.
Коррекция ОНР
В чём заключается системность работы по коррекции ОНР (общее недоразвитие речи)?
Основное направление в исправлении данной проблемы это сложная и длительная логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи. Существует проверенная и положительно апробированная система, но без современных аппаратных методов, таких как Томатис, сроки её значительно растянуты. Применение метода Томатис в решении проблемы ОНР позволяет сократить процесс реабилитации логопеда на треть, а в некоторых ситуациях на половину.

Первый уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Развитие понимания речи: слов, словосочетаний, коротких фраз из 2-4 слов. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. Формирование двусоставного простого предложения. Создание развивающей среды для стимулирования речевой деятельности.
Второй уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Развитие понимания речи, т.е. понимания изменения форм слова и их связей в предложении. Расширение и обогащение словарного запаса, уточнение значения глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных по тематическим циклам. Формирование обобщений и отвлечённых понятий, накопление синонимов, антонимов. Нормализация состояния моторных функций. Развитие фонематического слуха, совершенствование звукопроизношения. Формирование слоговой структуры слова. Практическое усвоение простых грамматических категорий: упражнения на словоизменение, употребление предлогов и т.д. Употребление в речи распространённых предложений. Понимание значения каждого члена предложения (предмет, признак предмета, действие). Формирование фразовой речи (умение отвечать на вопросы, заучивание стихов, пересказ маленьких текстов, объединение предложений в маленькие тексты). Формирование готовности к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Третий уровень речевого развития. Формирование психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления). Расширение словарного запаса за счёт накопления новых слов различных частей речи и умения активно пользоваться разнообразными способами словообразования. Развитие и совершенствование грамматических средств языка: умение строить словосочетания, предложения по законам грамматики, умение пользоваться моделями различных синтаксических конструкций. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе сформированных навыков анализа и синтеза. Формирование правильного звукопроизношения: развитие артикуляционного аппарата, постановка отсутствующих звуков и автоматизация их в речи. Усвоение слов различной слоговой структуры. Формирование связной речи: учить планировать собственное высказывание, самостоятельно определять содержание своего высказывания, связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. Нормализация состояния моторных функций.
В настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи. Форма речевой патологии, при которой у детей с нормальным слухом и интеллектом не сформированы фонетика, лексика, грамматика, связная речь, называется общим недоразвитием речи (ОНР). Прогноз реабилитационных мероприятий положительный при выборе нужного специалиста и методики исправления.
Авторская методика и индивидуальный подход к каждому
Многолетний сбор данных теории и практики логопеда-дефектолога и терапевта Томатис
Практика и теория
Логопедическая практика осуществляется с аудиторией различных возрастных групп с применением своего авторского метода. Работа проводится в различных регионах, в онлайн и офлайн форматах. В полном объёме реализуются задачи Томатис терапии по решению от простых логопедических проблем, до реабилитации и социализации слушателей метода Томатис со сложными диагнозами.


На протяжении всей деятельности происходит сбор научной и практической информации по методу Томатис, новейшим и наиболее результативным логопедическим приёмам. Её систематизация, научная обработка и дальнейшая популяризация среди логопедов, специалистов различных профилей практикующих метод Томатис и слушателей метода.
Если Вы хотите быть в курсе современных методик логопедии — подписывайтесь в соц. сетях и оставайтесь с нами на связи.
Закажите обратный звонок и получите полную консультацию
Ольга Александровна Курганова
Купчинская 15
192281 Санкт-Петербург
Консультация ежедневно до 20:00
E-mail : info@peterburg-tomatis.ru
Телефон : +7-911-158-77-29